Правила

Правила

Существует несколько разновидностей русского бильярда. Самый простой, и потому наиболее распространенный – американка или свободная пирамида. Благодаря своей простоте она получила широкое распространение. Но начинающие игроки обычно и играют по упрощенным правилам, постепенно усложняя игру такими элементами как забиванием заказанного номера или «подставы» (шара, который застрял в лузе) только после касания другого шара.

Но даже усложненная американка постепенно приедается, когда игроки обычно переходят на более сложную игру – сибирка (московская) или комбинированная пирамида. Здесь усложняются правила  и повышается профессионализм игроков.

Следующую ступеньку сложности занимает Невская или динамическая пирамида. Еще больше усложняются правила. Теперь ситуации во время игры заставляют задуматься не только новичков, но и признанных профи.

Вершиной любого игрока в русский бильярд становится классическая пирамида.  Теперь правилам подчиняются не только отдельные моменты игры, но даже расстановка шаров в самой пирамиде. Здесь понадобится не только умение прицельно и красиво забить шар, но и просчитать игру на несколько ударов вперед.

Общее

Расстановка шаров в русском бильярде

Во всех видах русского бильярда правило расстановки шаров неизменно. С вершиной на задней отметке стола выстраивается пирамида из 15 шаров. А первый удар производиться битком из дома.

Некоторое исключение есть при игре в американку и классическую пирамиду. Остановимся на них подробнее.

В американке во время игры битком может выступать любой из шаров, но традиционно первый удар производится цветным шаром (по общим правила русского бильярда). До момента касания битка о наклейку кия, шар можно перемещать в доме как рукой, так и кием.

В классической пирамиде принцип размещения пирамиды тот же, но при расстановке теперь нужно учитывать и последовательность шаров. Шары размещаются по такой схеме:

  • 4
  • 5, 6;
  • 7, 15, 8;
  • 9, 14, 13, 10;
  • 2, 1, 12, 11, 3.

Биток также как и в американке может находиться в любой точке дома.

Разбитие пирамиды и право первого удара

Первый удар определяется игроками при помощи битка. Для этого оба игрока бьют из дома. Необходимо чтобы биток после удара отразился от противоположного борта. Начинает игру тот, чей биток после этого окажется ближе к своему борту, то есть чей откат будет длиннее. Но также победитель может предоставить право первого удара сопернику.

Правильно разбитой пирамида считается в трех случаях:

  • Один из шаров забит в лузу
  • Бортов коснулось не меньше трех шаров
  • Касание двух шаров бортов стола, при этом один из прицельных должен пересечь центральную линию

Если же при разбитие пирамиды были допущены ошибки соперник имеет право на следующие действия:

  • Продолжить ту же игру, не изменяя сложившуюся на столе ситуацию самому либо предложить нарушителю следующий удар
  • Заново расставить и самостоятельно разбить пирамиду или же предложить это сделать нарушителю

Штраф

И последний пункт, который является общим для всех пирамид русского бильярда, это – штрафы. В случае нарушения игроком правил к счету соперника приписывается одно очко. Далее следует список случаев, при которых возможно наложение штрафа.

  • неправильный начальный удар
  • не касание битком ни одного прицельного шара
  • начало следующего удара до завершения предыдущего
  • неправильный удар кием по битку
  • отрыв обеих ног от пола при ударе по битку
  • запрещенное касание шаров
  • двойной удар
  • неправильное завершение удара
  • выскакивание шара за борт
  • замедленная игра
  • вмешательство в игру соперника
  • пропих (контакт наклейки кия с битком до касания о прицельный шар)

Тут следует отметить, что штраф может быть наложен лишь один раз, даже если было нарушено несколько правил подряд.

Американка  - правила

Как уже говорилось, свободная пирамида или американка – одна из самых распространенных игр в русском бильярде, почти каждый профессионал когда-то начинал именно с этой игры. Атакующий стиль этой игры подходит для всех начинающих игроков.  Основное отличие игры  в том, что играть можно всеми шарами на поле, то есть бить можно по любому шару в игре. При этом забивать можно как свои шары, так и чужие. Главное – как можно быстрее забить большинство (8 шаров).

Не смотря на свою простоту, в свободной пирамиде существует ряд обязательных правил.

Забитым считается любой шар, забитый в лузу. Если ни одним из шаров не попал в лузу, право хода сохраняется за игроком в таких случаях:

  • Один из шаров должен коснуться борта, после чего он должен либо сам коснуться еще одного борта, либо довести до него другой шар
  • шар должен коснуться другого, стоящего у борта плотно
  • шар должен пересечь центральную линию стола или же перевести через эту линию другой шар.

С центральной линией стола связано  еще одно правило. При пересечении центральной линии шар должен

  • коснуться борта
  • довести до борта другой шар
  • коснуться шара, который стоит вплотную к борту стола.

Подсчет очков достаточно прост. За каждый забитый шар игрок получает 1 очко. За нарушение правила 1 очко приписывается сопернику. За нарушение правил, может быть назначен штраф. В таком случае соперник может забрать с поля любой шар, который будет записан как забитый им. Такой штраф назначают за шары выскочившие за пределы стола или сыгранные неправильно.

В любительской игре допустима и обратная ситуация, когда провинившийся выставляет на стол шар со своей полки.

Сибирка или комбинированная - правила

Пирамида комбинированная также известна как «Московская» или «Сибирка». Правила ее отличаются от «Американки» уже тем, что игра может вестись только одним шаром – который называется биток – отличным по цвету от остальных (желтый или красный). В случае сыгрывания этого шара соперник имеет право снять любой шар с поля на свой выбор и положить на полку забившего. Биток при этом возвращают на стол (в дом) для продолжения игры. Право удара сохраняется за забившим игроком. Победителем становиться тот, кто раньше наберет 8 забитых шаров.

Условия правильно сыгранного шара, правила отыгрыша, а также количество очков за одни шар те же, что и в «Американке».

Невская или динамическая

Динамическая пирамида иначе называется Невской. Некоторые ее правила похожи на правила в «Сибирку». Основным отличием динамической пирамиды от предыдущих игр считается то, что после сыгрывания битка забивший игрок сам убирает любой шар с поля, а биток ставиться не «в дом», а на любую точку стола. Также после этого забивший игрок получает право премиального удара «с руки». Забитыми при таком ударе считаются только «чужие» шары. Как и «Сибирка2 игра ведется до 8 очков.

Динамическую пирамиду иначе называют «Невская пирамида». Игра в «Невскую пирамиду» ведется также как и в «Сибирку» одним битком, но на этом сходство заканчивается. Главным отличием динамической пирамиды от других игр является то, что после сыгрывания «своего» шара (битка) сам же забивший убирает шар с игрового поля. Кроме этого биток для дальнейшей игры ставится не в «дом», а на любую точку поля. При этом забивать можно только прицельные (чужие) шары. Игра ведется до 8 забитых шаров.

Классическая пирамида

Из всех видов игры в русский бильярд классическая пирамида считается наиболее сложной и при этом, наверное, самой интересной. В этой игре счет ведется уже не на шары, а на очки. Стоимость шара определяет написанная на нем цифра ( исключение считаются туз (1) – дает 11 очков, и последний шар – к его числу добавляют еще 10 очков; таким образом общая сумма – 130 очков). В качестве битка также используется отличный по цвету шар, а вот забивать теперь можно только прицельные  (чужие) шары. При этом за сыгрывание битка на забившего игрока налагается штраф, соперник же получает бонус – штрафной удар «с руки» из дома. Игры ведется до 71 очка.

Еще одной отличительной чертой этой игры является то, что игра ведется на заказ, то есть перед тем как ударить по шару игрок называет прицельный шар и лузу. Заказ можно менять до самого удара. В случае сыгрывания заказанного шара, остальные забитые шары также засчитываются. За каждое нарушение правил налагается штраф – у нарушителя забирают 5 очков, которые приписывают сопернику.

В случае «ничьи» ( у каждого противника по 70 очков) выставляют последний забитый шар на заднюю отметку, игра продолжается до штрафа или забитого шара. При этом право первого удара определяется розыграшем.